Марсель Дюшан. Фонтан

Марсель Дюшан. Фонтан

Марсель Дюшан (1887 — 1968) — художник, за которым по некоторым опросам в США было признано почетное первое место в рейтинге самых влиятельных художников 20-го века. Автор термина «реди-мейд», Марсель Дюшан, перевернул все представления об искусстве, устоявшиеся веками.

В 1917 году Марсель Дюшан одним событием всполошил все художественное сообщество, создав очень необычное произведение искусства. Купив в хозяйственном магазине обычный предмет из сантехнического отдела — писсуар, Марсель Дюшан, совершил с этим объектом всего три манипуляции: перевернул его на 90 градусов (положил его), поставил на нем свой автограф (псевдоним R. Mutt) и дату и дал этому предмету название «Фонтан». После этого, заплатив 6 долларов за участие, отнес его на выставку.

«Фонтан» — это символ новой вехи в искусстве. С этого момента художником ставится задача «а что может быть искусством вообще?», кроме принятого изображения, которое подражает реальности. Классическая живопись маслом на холсте ставила задачи максимально приблизиться к натуре, в течение многих веков складывались определенные традиции в искусстве, которые по ряду причин в 20-м веке перестали быть единственными.

Попадая в выставочное или музейное пространство, обычный предмет меняет функцию, то есть писсуар, маркированный художником, сразу становится искусством в другом окружении.  С этого момента (1917-го года) в искусстве появляется ряд совершенно новых вопросов и задач. Как максимально уйти от традиционного способа творчества, кистями и маслом, что нужно сделать чтобы избавиться от технических ограничений создания произведения и как расширить границы творчества.

«Фонтан» Марселя Дюшана — это отправная точка для новых течений (поп-арт, концептуализм и др.), с этого начала координат идея в произведении становится основной задачей искусства. Художник мыслящий, придумывающий, художник-исследователь и изобретатель, создающий новые жанры в искусстве — художник нового времени.

Колесо от велосипеда

Кстати, Дюшан придумал специальный термин для таких объектов, как «Фонтан» — «реди-мейд», то есть готовый предмет, купленный в магазине. Реди-мейды Марселя Дюшана делятся на две категории: готовые реди-мейди и измененные художником, например «Колесо от велосипеда», здесь автор соединяет два объекта в одну скульптуру.

Что касается «Фонтана», то после 1917-го года о нем было позабыто, и сам оригинал был утерян, лишь в 1950-е годы новая волна интереса к концептуализму вернула писсуару славу. Были созданы авторские копии «Фонтана», говорят около 20-и штук, многие из них находятся в частных коллекциях.

Автор статьи: Елена Мартыненко
рассказать друзьям и получить подарок

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Перепост приветствуется:
Связаться со мной в социальных сетях:

Метки: ,

Опубликовано 16 Янв 2013 в 14:04. Рубрика: Скульптура.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов (8) на «Марсель Дюшан. Фонтан»

  1. Filippov_MV пишет:

    Раздвинуть границы и привнести в устоявшееся, что-то своe, что-то новое, это конечно задача нетривиальная. Но очень интересно знать, что существует 20 копий фонтана и они «находятся в частных коллекциях». Интересно, какие деньги они заплатили за эти «раритеты»?! :)

  2. Илларион пишет:

    «Писсуар, маркированный художником» — это, как мне кажется, собирательный образ того, что очень часто нам пытаются представить в качестве произведений искусства те, кто кроме подписи ничего другого изобразить не могут. Возникает очень стойкая ассоциация со столбиком, «маркированным» собакой.

  3. Елена пишет:

    Кстати, в настоящее время писсуар Марселя Дюшана оценивается в 3,6 миллиннов долларов)

  4. Алексей пишет:

    Мне кажется, я еще ( или уже) не дорос до такого «высокого» искусства. А может это всего лишь маркетинговые трюки ловких аукционистов, чтобы из дерьма слепить пулю и продать ее за безумные деньги?

  5. Filippov_MV пишет:

    Согласен, далеко не всегда то, что нам представляют, есть что то действительно ценное, само по себе. Однако факт, что когда «великий» человек к чему либо прикасается, это становится сразу известным и востребованным. :)
    Но не стоит слишком критично относиться к этому, «каждому своё». :)

  6. Елена пишет:

    Алексей, в ваших словах есть разумное зерно. Конечно, система, работающая на аукционы, изрядно раздувает цену на произведения, собственно в этом и состоит их бизнес. И спустя время «писсуар» стал своеобразным фетишем, символом, материально переоцененным. Но тем не менее, это произведение существенно изменило развитие искусства и повлияло на многие процессы. Каким бы было искусство 20-го века без Дюшана? Возможно однообразным, салонным, повторяющим опыты 19-го века. Дюшан положил основу для экспериментальных модернистских направлений — новому искусству.

  7. Елена пишет:

    Filippov_MV, а то, что каждому свое, это действительно так))

  8. А. Айвазян пишет:

    Искусство от слова искуственный, т.е. созданный человеком в отличие от Творца. В этом смысле
    все что создано человеком является искусством. Разница лишь в векторе: вверх к обожению или вниз к животному. Писуар-явно не к богу, это просто физиология, т.е. вниз.

Ваш отзыв