Гюстав Курбе. «Происхождение мира»

Гюстав Курбе. "Происхождение мира"

Провокационная живопись Гюстава Курбе безусловно не ограничивается одной лишь картиной «Происхождение мира», хотя и является самой известной его работой. Гюстав Курбе — художник-порнограф, как бы мы сейчас сказали, смело экспререментировал с сюжетами своих работ, чем весьма шокировал зрителя.

«Происхождение мира» (46 см х 55 см) — картина Гюстава Курбе, на которой изображено женское тело натурщицы с раздвинутыми бедрами. Свободно раскинувшись на постели тело, едва прикрытое шелковой простыней — это сюжет в живописи, так скажем, весьма откровенный даже для нас, людей 21-го века. Представим теперь, какое удивление могла вызвать эта картина, написанная в 1866-м году, у зрителя, так скажем, не искушенного откровенными сценами. Очевидно, что такое смелое высказывание могло либо просто шокировать зрителя либо вызвать отторжение и неприятие. Видимо поэтому смелый шаг художника, его вызов обществу не был расценен как новое в живописи направление либо концептуальный жест, дающий возможность художнику высказываться открыто. И картина на долгие годы была запрятана, скрыта в частных коллекциях.

На обозрение зрителю картина Курбе была представлена более чем через сто лет после создания, сейчас она находится в Париже в музее Орсе, между прочим под присмотром полицейского и защищена пуленепробиваемым стеклом, видимо от ярых блюстителей нравов.

Гюстав Курбе иронично назвал картину «Происхождение мира», такая патетика и возвышенность в названии с трудом сочетается с реалистическим изображением женских половых органов. В названии присутствует и сакральность и значимость и возвышенность, даже религиозного порядка, а изображение приземленное, более чем реалистичное. В этом виден современный подход к созданию произведения, юмор и концептуальность.

С пластической стороны это ню выполнено традиционно, соотносимо с канонами реализма. Фигура в простынях на контрасте с темным фоном «выходит» вперед, выпирает на зрителя. Интересно, что Курбе как бы пишет один фрагмент,  обрезая остальные части композиции, что обычно было не характерно в живописи 19-го века. Этот прием скорее свойственен искусству фотографии. Благодаря этому Курбе естественным образом концентрирует внимание зрителя на данной части изображенного женского тела.

Автор статьи: Елена Мартыненко
рассказать друзьям и получить подарок

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Перепост приветствуется:
Связаться со мной в социальных сетях:

Метки: , ,

Опубликовано 07 Янв 2013 в 18:50. Рубрика: Живопись.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв