Грюневальд. Изенгеймский алтарь
Матис Грюневальд — немецкий живописец 16-го века, не так уж много сохранилось его работ, несколько десятков рисунков и части алтарных композиций. Более всего известен Изенгеймский алтарь 1515 года.
Монастырь в Изенгейме считался обителью антонианцев — лучших лекарей того времени, защитников от эпидемий и болезней. На внутренних створках алтаря Грюневальд с гиперреалистической точностью изображает измученных болезнями людей, страдания, фантастических дьявольских существ и искушающего дьявола. Так же с необыкновенной детальной проработкой и точностью Грюневальд изображает распятого Христа на центральной части праздничного раскрытия алтаря.
Внимание привлекают искривленные пальцы Христа реалистичные до физиологической неприязни, но более всего удивительны гвозди на распятии. До середины 19-го века все гвозди ковались вручную, от листа железа с толщиной в будущий гвоздь отрезалась полоска, потом она фиксировалась в тисках и далее формировалась молотом шляпка. Гвоздь таким образом получался угловатым ( в сечении что-то напоминающее ромб), и шляпка совсем неровной формы. С началом промышленной революции ручной труд заменила автоматика, само собой все гвозди были ровненькие, один к одному, без авторского вмешательства.
На распятии Грюневальда 1515 года мы видим как раз такой образец промышленного производства. Для сравнения справа — распятие Флориса Ван Дейка, жившего намного позже, хотя гвоздь здесь ручного производства.
Сложно утверждать что-то наверняка, но, по-видимому, либо жизнь и творчество Матиса Грюневальда отнесены историками в далекое прошлое, либо ровные современные гвозди просто вымысел художника.
Связаться со мной в социальных сетях:
Метки: интересное, художники