Альбрехт Дюрер. Рыцарь смерть и дьявол

Альбрехт Дюрер. "Рыцарь смерть и дьявол"

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» наряду с «Меланхолией» и «Святым Антонием» считается кульминацией творчества художника. В этих трех работах нашел отражение величайший талант и мастерство, такого незауряднейшего художника Северного Возрождения, как Альбрехт Дюрер.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол», сделанная в 1513 году, имеет сложную структуру и иерархию смыслов. Она также очень насыщена деталями и символами, что характерно для гравюр этого периода, где каждый элемент в картине (гравюре) нес определенный смысл. В первую очередь выполнялась иллюстративная функция, подчас изображение делалось в пропагандистских целях.

Население Европы 16-го века, часто неграмотное, относилось к такому роду информации, как тиражные оттиски гравюры, как к  листовкам, распространяющим информацию. Вот, например, гравюра Дюрера «Носорог», разлетевшаяся на многие километры, сообщила жителям деревень и городов о звере, которого никто никогда не видел, но смог получить о нем информацию по картинке и краткому описанию. Оттиски гравюры — это реликтовая форма средств массовой информации.

Итак,что изображено Альбрехтом Дюрером на ксилографии «Рыцарь, смерть и дьявол». Гравюра имеет вертикальный формат, композиция насыщена от земли до неба многочисленными элементами. В центре находится рыцарь, тщательно облаченный в латы, его сопровождает верный пес, рыцарь — это аллегория мужества и силы — это прочтение лежит на поверхности. Но вторым уровне тут можно увидеть — рыцарство во имя веры в бога, то есть рыцарь, защитник веры, стремится вперед.

Альбрехт Дюрер. "Рыцарь смерть и дьявол"

Его облик говорит нам о несокрушимости его идеалов и веры, тем более, что вокруг полно соблазнов и искушений: сзади изображено страшное чудище ( Дьявол) со свиным пятаком, которой ехидно ухмыляется, сбоку от всадника находится Смерть, обвитая змеями, в руках с песочными часами. Песочные часы — напоминание о конечности жизни и неминуемом конце. Еще один символ смерти мы видим в левом углу, это череп, на который вот-вот может наткнуться конь, опять же напоминание о скором течении жизни.

Вечные спутники борца за идею и веру — Смерть и Дьявол — в гравюре Дюрера — это иллюстративное и даже пропагандистское напоминание об искушениях в жизни. Нам могут показаться образы, созданные Альбрехтом Дюрером, немного наивными и буквальными, но для человека той эпохи они были чрезвычайно страшны и чудовищны.

Есть в этой гравюре один странный момент: по законам композиции движение должно как правило идти слева направо, здесь же рыцарь едет справа налево, то есть наоборот. Вероятно, в этом противоречии кроется скрытый смысл.

Автор статьи: Елена Мартыненко

 

рассказать друзьям и получить подарок

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Перепост приветствуется:
Связаться со мной в социальных сетях:

Метки: , ,

Опубликовано 13 Янв 2013 в 20:15. Рубрика: Графика.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов (2) на «Альбрехт Дюрер. Рыцарь смерть и дьявол»

  1. Filippov_MV пишет:

    Когда-то давно в школе «на музыке» мы слушали произведения разных композиторов, и после этого преподаватель всегда спрашивал, что мы себе представляли. Моё мнение никогда не совпадало с остальными и преподавателя, но не сказал бы, что оно было хуже. Оно просто было моим, и всё.
    Очень приятно прочитать о «великом произведении», кто и что о нём думает и что предполагает в «скрытых смыслах». Главное слишком уж не углубляться, а то и в чёрном квадрате, люди видят «13 негров в ночи». :)
    А за обзор, спасибо. Как уже писал, приятно читать.

  2. Елена пишет:

    Спасибо за отзыв, кстати про Черный квадрат будет статья обязательно. Про 13 негров в ночи писать не буду, но о главном — всенепременно.

Ваш отзыв